Краткая презентация образовательной программы
Характеристика контингента воспитанников ДОУ
Основной структурной единицей МБДОУ № 69 является группа воспитанников дошкольного возраста.
В настоящее время в МБДОУ функционирует 10 групп:
- 2 группы – раннего возраста (с 2 до 3 лет),
- 8 групп – дошкольные общеразвивающие: из них 4 группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи: дизартрия, моторная алалия, заикание). Группы однородны по возрастному составу детей: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Реализуемые программы
Целью образовательной программы МБДОУ № 69 является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, единого процесса социализации и индивидуализации личности.
В основе реализации ООП лежит комплексный подход, обеспечивающий развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, и часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов. Данная часть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий в которых осуществляется образовательная деятельность; условия, в которых осуществляется образовательный процесс, и направлена на поддержку областей основной части программы. Перечень программ, обеспечивающих реализацию обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:
''От рождения до школы'' Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.
"Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. ФГОС ДО" Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В.
В пособии предложен педагогический опыт, раскрывающий особенности и специфику работы по воспитанию нравственно-патриотических качеств и формированию проектно-исследовательских умений и навыков у дошкольников, объединяющий всех субъектов образовательного пространства (педагогов, родителей, детей) для решения поставленных ФГОС ДО воспитательных задач и достижения высокого уровня планируемых результатов в освоении содержания образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие", организации художественно-изобразительной, познавательной, социальной, коммуникативной деятельности дошкольников. Проектно-исследовательская деятельность представлена проектами гражданско-патриотической направленности, каждый из которых включает методический паспорт, основные этапы работы, технологические карты НОД, сценарии досугов, праздников, рекомендации.
"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.
В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. Книга предназначена для педагогов ДОУ.
"Безопасность" Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина
Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Программа направлена на решение такой социально-педагогической задачи как воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных нестандартных ситуациях.
"Родники Дона" Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Цель программы – создание условий для развития у детей ценностно-смыслового отношения к истории и культуре родного края. Содержание программы предусматривает знакомство детей с историей родного края, литературными и музыкальными произведениями наших земляков, изобразительным искусством и архитектурой Ростова-на-Дону и других крупных городов Донского края.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- При организации образовательной деятельности в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МБДОУ используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, элементы электронного обучения.
- В МБДОУ организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- На сайте МБДОУ размещены ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
- В МБДОУ имеются в наличии технические средства обучения: компьютеры, ноутбуки, телевизоры, аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования, в том числе для индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями (детей-логопатов, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Социально–психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- приобщение к участию в жизни детского сада;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение их педагогической культуры.
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:
- формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности;
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- установление партнерских отношений;
- анкетирование;
- опрос;
- беседы с членами семьи;
- педагогическое просвещение родителей;
- общие и групповые родительские собрания;
- почта доверия, телефон доверия;
- совместные досуги;
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
- ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада, формы которого - это способы организации их совместной деятельности и общения.
Формы индивидуальной работы с родителями:
- Демонстрация родителям приемов работы с ребенком с целью привлечения их к учебному процессу.
- Наблюдение родителей за ребенком на занятиях специалистов с целью формирования навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.
- Выполнение домашних рекомендаций родителями вместе со своими детьми с целью отработки дома пройденного материала.
- Рекомендации родителям по изучению специальной литературы с целью повышения педагогической компетентности.
Формы работы с родительской группой:
- Информационно-просветительная работа - начинается с изучения родителями информации, размещенной на стендах. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о воспитании и развитии ребенка.
- Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей.
В целом вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка, участие которого в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей.